412860, Саратовская область, р.п. Лысые Горы пл. 50 лет Октября, д.3
телефон, факс: (84551) 2-10-34, E-mail: abbant-45@yandex.ru

Миграционное законодательство

Российское законодательство в области миграции включает в себя: Конституцию РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Указы Президента, Правительства, а так же приказы Федеральной миграционной службы Российской Федерации. На региональном уровне органы исполнительной власти так же вправе принимать нормативно-правовые акты местного уровня, способствующие регулированию отношений в области миграционной политики.

Основные нормативно-правовые акты,  регулирующие вопросы ответственности за нарушение миграционного законодательства - Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ответственность предусмотрена для иностранных граждан и для должностных лиц организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

В Кодексе об административных правонарушениях спектр ответственности за нарушения миграционного законодательства более широк. Глава 18 КоАП РФ регулирует данные правоотношения и содержит 17 составов. В качестве наказания КоАП РФ предусматривает в зависимости от тяжести совершенного проступка:

  • Предупреждение;
  • Наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц (от 100 до 800 000 рублей);
  • Административный арест;
  • Административное приостановление деятельности;
  • Административное выдворение.

Так же российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства. В Уголовном кодексе РФ статья 322 предусматривает уголовную ответственность:

  • за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
  • за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, и наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
  • Ст. 322.1 УК РФ предусматривает ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до пяти лет и предусматривает штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Работодатель может привлекать и использовать иностранных граждан в трудовой деятельности (кстати, согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона N 115-ФЗ все иностранцы, находящиеся на территории РФ, относятся к одной из трех категорий: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в РФ). Причем порядок действий работодателя зависит от того, в каком режиме прибывает иностранец в нашу страну: визовом или безвизовом.

В первом случае ("визовый" иностранец) работодателю и работнику необходимо получить соответствующие разрешения. Не вдаваясь в процедуру оформления указанного разрешения, рассмотрим подробнее второй случай - трудоустройство иностранных граждан, пребывающих в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.

"Безвизовый" иностранец (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) должен лично (либо через компанию, оказывающую такого рода услуги, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством РФ в качестве представителя данного иностранного гражданина) подать заявление в миграционную службу, приложив к нему (п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

  • - заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, и его копию;
  • - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;
  • - миграционную карту;
  • - документ об уплате государственной пошлины (в размере 1000 руб.) за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу.

Бланк заявления заполняется на русском языке печатными буквами или в электронном виде, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими. Цветную фотографию 30x40 мм необходимо приклеить на бланк заявления в соответствующем окне.

Орган Федеральной миграционной службы (далее - территориальный орган ФМС) рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений (п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Территориальный орган ФМС (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) обязан выдать иностранному гражданину разрешение на работу (пластиковую карту) или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от него (иностранного гражданина) соответствующего заявления (включая другие документы, указанные выше).

В случае трудоустройства иностранного гражданина и представления им в территориальный орган ФМС заключенного договора ему продлевается срок пребывания в РФ в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ и одновременно оформляется разрешение на работу на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию РФ. Решение о продлении срока принимается территориальным органом ФМС, о чем делается соответствующая запись в миграционной карте.

Иностранец, получивший разрешение на работу на срок более 90 суток, обязан представить в течение 30 суток со дня получения разрешения в территориальный орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией, инфекционных заболеваний (предусмотренных Перечнем, утвержденным Правительством РФ), а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.

Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получивший разрешение на работу, обязан осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте РФ, который указан в данном разрешении.

  • Обратите внимание! За привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу предусмотрен административный штраф в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Для должностных лиц он составляет от 25 000 до 50 000 руб., для юридических лиц - от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) (см., например, Постановление ФАС ВВО от 13.11.2009 по делу N А43-7935/2009-9-165).
23:00
997