412860, Саратовская область, р.п. Лысые Горы пл. 50 лет Октября, д.3
телефон, факс: (84551) 2-10-34, E-mail: abbant-45@yandex.ru

Предрейсовые медосмотры водителей в 2018 году

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ, который устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины. В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью. ДОКУМЕНТЫ: Договор на предрейсовый медосмотр водителей. Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Предрейсовый медицинский осмотр водителей – законодательство 2018. Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах (далее – ПМО) менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров". ВНИМАНИЕ Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2018 году. Как установлено п. 9 "Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (далее – Порядок), все расходы по осуществлению медосмотра несет на себе наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются. Помимо указанного Приказа № 835н, вопрос ПМО регулируется: письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32; приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555. Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О дорожном движении". Положения в перечисленных нормативных актах в отношении ПМО совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров. Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа. Предрейсовый медосмотр водителей – порядок проведения ПМО обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем. В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать: опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий; визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела; выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований). Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров. При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания. Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются. Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего. ВАЖНО Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью: • кушетка медицинская; • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф; • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.; • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.; • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.; • столик для медицинского оборудования – 1 шт.; • шпатели медицинские – 10 шт.; • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.; • оборудованная комната для отбора биологических сред. Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32. Организация может пойти двумя путями: привлечь в штат медработника; заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем в обязательном порядке лицензию. Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр. Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов: Организовать помещение для осмотров водителей. Принять в штат медицинского специалиста. Получить лицензию на ПМО. До 2015 года многие компании избегали получения лицензии, принимая в штат врача с необходимой действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010). ВНИМАНИЕ После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить ПМО на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н). Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на получение лицензии. Этот документ является бессрочным (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании) и, при необходимости, позволяет оказывать услуги по проведению ПМО сторонним организациям. Предрейсовый медосмотр водителей по договору Для тех компаний, в штате которых имеется один-два водителя, содержание собственного медицинского кабинета и врача (фельдшера) нецелесообразно экономически. Оптимальным решением будет заключение договора на оказание услуг с организацией, имеющей лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров. При выборе обслуживающей компании стоит обратить внимание на: территориальное расположение; стоимость предрейсового медицинского осмотра водителей; репутацию медицинского центра. Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Для допуска к освидетельствованию медперсонал должен пройти специализированный курс обучения и получить сертификат или диплом. Без этого он не имеет права осуществлять ПМО. Цены на ПМО могут кардинально отличаться от региона к региону. Оформление результатов ПМО Медицинский работник по итогам проверки состояния здоровья дает свое заключение. Пункт 14 Порядка подразумевает внесение заключения в журнал. В нем указывается следующая информация: время проведения осмотра; данные работника (ФИО, пол, дата рождения); результаты исследования; заключение мед. работника; подписи водителя и мед. работника. Печать "Медосмотр пройден" проставляется на путевом листе только в том случае, если состояние здоровья водителя не вызывает сомнения у врача. Такая печать должна содержать данные о времени проведения освидетельствования, а также подпись и расшифровку ФИО медработника. Без штампа путевой лист будет не действительным. Об итогах проверки сообщают руководителю. При отклонении в состоянии сотрудника ему выдается справка о его состоянии, он отстраняется от работы и направляется в медучреждение для оказания помощи. Чем чреваты нарушения в проведении ПМО Нарушение установленных норм влечет за собой наложение ответственности на должностное лицо или организацию. Так, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность в виде административного штрафа за отсутствие ПМО в размере: от 15 до 25 тыс. руб. для должностных лиц и ИП; от 110 до 130 тыс. руб. для ЮЛ. Повторное нарушение приведет к увеличению административной ответственности: для должностных лиц и ИП – до 40 тыс. руб. или дисквалификация на период до 3 лет; для ЮЛ – до 200 тыс. руб. или приостановка действия организации до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Нарушение порядка также грозит штрафом, однако в меньшем размере (ст. 11.32 КоАП РФ): должностные лица – 20-30 тыс.руб.; организации и ИП – 30-50 тыс.руб. Статья 12.32 КоАП РФ регулирует размер наказания за допущение водителя в состоянии опьянения или при неисправном транспортном средстве (20 тыс. руб. на ответственное лицо и 100 тыс. руб. на ЮЛ). Состояние здоровья водителя – это ключевой фактор безопасности на дорогах. Поэтому так важно внимательно относиться к проведению ПМО!

13:00
591